Что такое церебральный паралич?
Церебральный
паралич (детский церебральный паралич) – это нарушение движений и контроля за
положением тела в пространстве (позой). Люди с церебральным параличом часто
совсем не могут двигаться так, как двигаемся мы, когда ходим, бегаем или
прыгаем, или не могут это делать так же хорошо. У них бывают и нарушения тонких
движений – тех, что мы выполняем руками и пальцами рук при манипуляциях
предметами. Поза, то есть положение тела, когда мы стоим, сидим или двигаемся,
тоже часто бывает неправильной. Например, вместо того чтобы стоять в
симметричной и свободной позе, человек с гемипарезом (форма церебрального
паралича, когда двигательные нарушения выражены только на одной стороне тела)
будет стоять, повернув стопу внутрь, согнув локоть и запястье – как бы держа
руку у живота, а не опустив ее свободно вдоль тела. Людям с гиперкинетической
формой церебрального паралича (см. ниже), очень трудно стоять неподвижно из-за
постоянных непроизвольных движений. Церебральный паралич развивается вследствие
повреждения незрелого головного мозга и всегда начинается в детстве. У
взрослых, особенно у пожилых, повреждения головного мозга, например инсульт или
кровоизлияние в мозг, могут вызвать нарушения движений, которые не будут сильно
отличаться от тех, что мы наблюдаем при церебральном параличе у ребенка. Однако
есть одно коренное различие между мозгом взрослого и ребенка: мозг взрослого уже
сформирован и больше не растет, а мозг ребенка растет и развивается, он еще не
функционирует в полной мере. Поэтому и последствия
повреждения головного мозга у детей и взрослых различны.
При
церебральном параличе очаг повреждения в головном мозге не расширяется и
поражение не усугубляется, в то время как при некоторых других заболеваниях,
тоже вызывающих нарушение двигательных функций – например, при мышечных
дистрофиях – в центральной нервной системе возникают дегенеративные изменения,
которые, к сожалению, медленно, но прогрессируют. То есть головной мозг ребенка
с церебральным параличом имеет «законсервированное»
повреждение, которое само по себе не изменяется. Однако поскольку ребенок
часто рождается уже с повреждением, то со временем, в процессе его роста и
развития, изменяются проявления повреждения мозга. Таким образом, церебральный
паралич – это не прогрессирующее, но видоизменяющееся
нарушение контроля за движениями и позой, возникающее в раннем детстве. У
младенца или ребенка чуть постарше церебральный паралич может развиться после
автокатастрофы и черепно-мозговой травмы. Если же ребенок получит травму в
более позднем возрасте, то, скорее всего, проявления будут похожи на те,
которые возникают у взрослых.
Формы церебрального паралича
Выделяют
две основных формы церебрального паралича: спастическую,
когда мышцы ребенка остаются слабыми, а конечности напряжены, и гиперкинетическую (или дискинетическую)
форму, для которой характерны непроизвольные движения. Другой тип
непроизвольных движений наблюдается при атаксии
(то есть при нарушениях координации движений). У ребенка с
гиперкинетической формой церебрального паралича непроизвольные движения
возникают постоянно, даже когда он пытается сидеть неподвижно, и мешают любым
целенаправленным движениям (ходьбе, мелким движениям при работе руками и т.
д.). У ребенка с атаксией в состоянии покоя – например, когда он сидит
неподвижно, – непроизвольные движения отсутствуют, но активные движения размашистые и неловкие. У детей со спастическими
формами церебрального паралича движения
скованные, и часто таким детям вообще очень трудно выполнить любое
движение.
При
атетоидной и атаксической формах церебрального паралича обычно, хотя и не
всегда, нарушения движения выражены во всех частях тела. При спастических формах
нарушения могут затронуть лишь отдельные его части. При гемиплегической форме двигательные нарушения выражены только на
одной стороне тела (то есть правая рука и правая нога или левая рука и левая
нога). Спастичность обычно сильнее выражена в руке, чем в ноге, поэтому
практически все дети с гемиплегической формой церебрального паралича могут
ходить, но пользоваться рукой в полной мере такой ребенок не способен, – она,
как правило, служит лишь «подпоркой» или помощником для «здоровой» руки.
При диплегической форме церебрального
паралича нарушения в ногах выражены в большей степени, чем в руках. Эта форма
чаще встречается у младенцев, родившихся недоношенными. При тетраплегии нарушения выражены и в верхних, и в
нижних конечностях. Есть и другие, менее распространенные, термины: двойная гемиплегия (поражены
и руки, и ноги, но руки в большей степени), триплегия (поражены три конечности) и моноплегия (поражена только одна рука или нога). Данными терминами
обозначаются сравнительно более редкие формы церебрального паралича.
Как
сказано выше, у ребенка с церебральным параличом нарушены движения и контроль
за положением тела в пространстве (позой), что вызвано повреждением головного
мозга. На самом деле нарушены могут быть не только двигательные, но и любые
другие функции головного мозга; проблемы, могущие из-за этого возникнуть, будут
рассмотрены ниже. И все же причины расстройства ищут именно в тех отделах
головного мозга, которые отвечают за движения. Если повреждена обширная область
на поверхности мозга (часть коры головного мозга), то развиваются спастические
формы церебрального паралича; если повреждены более глубокие структуры мозга,
базальные ганглии, – гиперкинетические формы; а при повреждении мозжечка
(отдела мозга, расположенного под затылочной костью) – атаксическая форма. Это
классическое описание есть во всех учебниках, но проявления у каждого ребенка
могут быть очень индивидуальными и характерными только для него.
Причины
возникновения церебрального паралича
В
викторианскую эпоху бытовали две основные теории возникновения церебрального
паралича. Одна из них была предложена великим психоаналитиком Зигмундом Фрейдом
еще до того, как он занялся психиатрией. Он считал, что повреждение мозга,
ведущее к его дезорганизации, возникает до рождения ребенка, во внутриутробном
периоде. Другой великий викторианец – хирург-ортопед Уильям Литтл –
предполагал, что мозг повреждается при родах. Согласно теории Литтла, главной
причиной церебрального паралича является недостаток поступления кислорода в
мозг ребенка во время родов. Это объяснение было, пожалуй, самым популярным
последние 20–30 лет и привело к тому, что огромное число родителей (особенно в
США), чьи дети страдали церебральным параличом, подали судебные иски против
акушеров.
Сейчас
известно, что новорожденные гораздо легче, чем представлялось ранее, переносят
дефицит кислорода, а прохождение через родовые пути, которое, несомненно,
тяжело и травматично для ребенка, не так уж часто приводит к повреждению мозга.
Около
40–50% детей с церебральным параличом родились раньше срока и очень маленькими.
Риск повреждения мозга после родов у таких детей особенно велик. Кровеносные
сосуды вокруг желудочков, небольших полостей в мозге, у недоношенных детей
имеют очень хрупкие стенки, при их повреждении довольно часто возникают
кровотечения – внутрижелудочковые кровоизлияния. Небольшое, необширное
кровоизлияние в желудочек мозга не опасно, но если оно выражено сильно,
сдавливает стенку желудочка или повреждает ткань мозга, то может привести к
серьезным функциональным нарушениям. Существенно, что страдают именно те отделы
мозга, которые, как нам известно, отвечают за управление движениями. При
тяжелых внутрижелудочковых кровоизлияниях церебральный паралич развивается
более чем у 90% таких младенцев. Поэтому крайне важно постоянно наблюдать за
новорожденным, который появился на свет недоношенным, причем при наблюдении
обязательно используют ультразвуковое исследование головного мозга (см. ниже).
При таком обследовании можно увидеть все, что происходит в желудочках мозга, и
диагностировать как небольшие, неопасные кровотечения, так и более серьезные.
Кроме того, можно увидеть повреждения мозговой ткани.
Хотя
внутрижелудочковые кровоизлияния, несомненно, являются важной причиной
церебрального паралича, но есть и другие факторы, которые еще во внутриутробном
периоде развития ребенка могут повлиять на его мозг. Одно из самых
поразительных явлений на эмбриональной стадии жизни плода – это то, что
развитие может происходить очень быстро: уже на 12–13-й неделе беременности
плод, хотя еще и крошечный, выглядит как настоящий человечек. Ноги, руки,
сердце и все остальное уже есть, но вот мозг еще похож на маленький шарик; его
бурное развитие начинается во втором-третьем триместрах беременности и
продолжается после рождения. Клетки головного мозга не просто интенсивно
делятся, но и перемещаются внутри мозга: формируются нервные пути.
Неудивительно, что таким серьезным изменениям в столь маленьком органе легко
помешать. Мы знаем о некоторых факторах, которые вредно влияют на развитие
мозга у плода. Это, например, алкоголь и кокаин, некоторые инфекции, такие как
краснуха. Несомненно, многие факторы, способствующие повреждению мозга плода,
пока еще не изучены.
Иногда
подобное повреждение может произойти после появления ребенка на свет. При
гемиплегической форме церебрального паралича известны если не причины, то хотя
бы механизм повреждения мозга, поскольку он сходен с картиной инсульта у
взрослых. Определенная артерия снабжает определенный участок головного мозга.
Кровотечение, которое происходит при разрыве артерии, или тромбоз, когда
возникает ее закупорка, приводят к повреждению данного участка мозга. Некоторые
случаи гемиплегической формы церебрального паралича связаны с послеродовым
повреждением мозга, которое, вероятно, происходит из-за хрупкости сосудов
новорожденного, почему-то не успевших стать достаточно прочными за время его
внутриутробного развития.
Сегодня
с помощью современных методов исследования (см. ниже) мы можем рассмотреть
поврежденные участки головного мозга. Это иногда позволяет понять, когда они
возникли, но далеко не всегда помогает выяснить причины повреждения. Иногда нам
лишь остается сказать: «Этот участок мозга поврежден, но почему – мы не знаем».
Как часто встречается церебральный паралич?
В
развитых странах число детей, рождающихся с церебральным параличом, за
последние 30–40 лет практически не меняется. Оно немного сократилось в
1970–1980-х годах, но сейчас опять наблюдается тенденция к росту: церебральный
паралич обнаруживается по крайней мере у двоих новорожденных из тысячи.
Социальное поведение
Вполне
понятно, что родители ребенка с физическими, а возможно, и умственными
нарушениями хотят, чтобы он научился читать, писать, считать и получил среднее
образование. Но социальная адаптация гораздо важнее интеллектуального развития
как для обычного человека, так и для человека с какими-то нарушениями. В
частности, если у ребенка имеются трудности в обучении и снижена способность к
абстрактному мышлению, важнее всего будет сосредоточиться на основах социальной
адаптации, обучить его навыкам самообслуживания (есть, ходить, контролировать
мочеиспускание и дефекацию, одеваться, разговаривать) и воспитать его
дружелюбным: тогда он всегда будет вызывать у окружающих симпатию и желание
помочь. Одно из наиболее важных, но довольно трудно приобретаемых качеств –
способность располагать людей к себе. Уметь привлекать других дружелюбием, легкостью
и очарованием, чтобы обратиться к ним за помощью или предложить свою помощь, –
чрезвычайно ценное качество.
Мы
подошли к тому, что человеку с нарушениями надо позволять помогать другим людям
и поддерживать в нем такое стремление. Тот, кто проявляет себя как полезный
член общества, получает признание. Больше всего ценят активных созидателей и
помощников, «столпов общества», в то время как зависимые и беспомощные люди
выглядят «балластом». Человек с нарушениями должен помогать другим людям. Это,
вероятно, кажется странным, но это возможно. Взрослые с нарушениями нередко с
радостью присматривают за детьми с тяжелыми нарушениями и заботятся о них с
огромной нежностью. В награду они получают любовь, которой в другой ситуации никогда
бы не узнали. Такие взаимоотношения обогащают обе стороны, их ничем не
заменить.
В общем,
любой человек, который большую часть жизни зависит от окружающих – дома, в
школе или в специальном интернате, – может и должен помогать другим. Ему надо
как можно раньше начать давать небольшие поручения: помогать по дому вам, его
братьям и сестрам, соседям и друзьям. Нет причин отказывать человеку в радости
помогать, например, пожилым людям – соседям или в каких-то общественных
организациях. Наша цель – не только поощрять такого человека самостоятельно
принимать решения, делать выбор и действовать, но и дать ему возможность
радоваться тому, чему радуемся сами и что приберегаем только для себя: делать
шаги навстречу другим, помогать и заботиться о ближних. Только так он сможет
почувствовать себя частью общества.
Как ребенок учится
Ребенок
начинает учиться с рождения. Например,
младенец (как и вообще все детеныши животных) совершает беспорядочные,
некоординированные движения. Вдруг он обнаруживает, что одно из движений
вызывает приятное ощущение. Лежа в кроватке и размахивая ручками, он натыкается
на свисающее кольцо – в этот момент он может схватиться за него и удержать
кольцо, использовав хватательный рефлекс.
Его
реакции еще не скоординированны, он пока не способен схватить кольцо намеренно,
но движение повторяется много дней и недель, в мозге постепенно выстраивается
особый порядок действий и наконец (примерно к шести месяцам) ребенок уже сам,
по своей воле, увидев кольцо, хватается за него. Из этого примера мы видим, как
развивается нервная система младенца: он путем многократных повторений учится
координировать движения глаз и рук.
Более сложные
ситуации также требуют в равной мере и повторения,
и опыта. Например, все мы не раз наблюдали, как малыш, сидя в кроватке или
на стульчике, выкидывает игрушки. Разбросав их, он плачет, и нам кажется, что
он просто хочет досадить нам. Такие намерения действительно могут иметь место,
но только у ребенка более старшего возраста. Когда так поступает младенец,
недавно научившийся сидеть, это говорит о том, что он вдруг обнаружил: исчезая
из виду, игрушки не пропадают навсегда, где-то они все равно существуют.
Это
потрясающее открытие заставляет ребенка еще и еще раз выбрасывать игрушку,
чтобы она снова и снова появлялась. Таким простым способом малыш познает
сложные причинно-следственные связи, действие гравитации. Это знание пригодится
ему позже, когда он столкнется с более трудными задачами, будет ползать и
играть в кубики.
Ребенок
изучает мир вокруг себя, самостоятельно экспериментируя
с различными предметами. Постоянно повторять: «Не трогай!» – значит лишить
ребенка необходимых ощущений, – это все равно, что закрыть его в темной
комнате. Ребенок познает свойства предметов, сравнивая, что «говорят» о
предмете его глаза и уши, что чувствуют руки и рот.
Еще один
важный способ обучения – имитация, или
подражание. Раньше всего ребенок
учится имитировать звуки. Дети в первые месяцы жизни спонтанно, непроизвольно
гулят, но уже к году многие малыши, играя с родителями, пытаются повторять
определенные звуки, которые слышат от них. Сидя один, ребенок упражняется –
повторяет те или иные звуки и слушает себя, постепенно обогащая свой
«репертуар». Кросс-культуральное исследование младенцев в нескольких странах
показало, что лепет 18-месячного ребенка по большей части состоит из сочетаний
звуков, наиболее распространенных в родном языке. Таким образом, подражание
начинается в раннем возрасте.
Эти
простые примеры показывают, каким образом дети разбираются во впечатлениях,
которые обрушиваются на них со всех сторон. Они начинают накапливать ощущения
от всех объектов, которые их окружают: двигают и манипулируют предметами,
произносят звуки и разговаривают – и таким образом постепенно учатся понимать
окружающий мир и управлять им.
Как учится ребенок с тяжелым церебральным параличом?
Фундаментальные
принципы обучения для ребенка с церебральным параличом те же, что и для обычных
детей. Хотя, конечно же, от тяжести нарушений зависит многое, в том числе
особенности и длительность обучения.
Рассматривая
сам процесс обучения, мы видим, что он включает стремление и попытки достичь
цели, исследование и поиск нового опыта, а также уверенность в своей способности
обрести его.
Уверенность жизненно необходима для обучения. Иногда стремление к обучению и
потребность в нем у детей с тяжелым церебральным параличом не так заметны. Тем
не менее они есть, но неудачи и разочарования погасили пыл ребенка. Часто это
происходит, если он постоянно терпит поражения, если ему не удается достичь
того, чего от него хотят взрослые, то есть он не может отвечать чрезмерно
высоким требованиям. Другая крайность: задачи, которые ему предлагают, слишком
просты или уже надоели ему. В обоих случаях обучение дает ребенку очень мало
ощущений и не приносит удовлетворения. Так он не сможет научиться чувствовать
себя способным и умелым.
Уверенность
ребенка в себе растет, если родители хвалят его и поощряют его усилия, а не
«зацикливаются» на каких-то недостатках.
Родительские надежды
Иногда
неудачи ребенка – лишь следствие завышенных требований к нему. Очень важно
знать, какого результата надеются достичь родители. Надежды должны быть
реальными. Намечая цель – научить ребенка ходить, манипулировать предметами,
говорить и рассуждать, – нужно учитывать тяжесть нарушений, физические,
интеллектуальные и эмоциональные особенности ребенка.
В этом
может быть полезна помощь профессионалов – определить реальные цели и
сформировать реалистичные ожидания. В противном случае требования родителей к
ребенку могут оказаться завышенными или заниженными. В результате у ребенка
пропадет желание учиться, не будет стремления к новым достижениям.
Как поддерживать у ребенка интерес к обучению
Некоторые
люди сомневаются в успешности попыток развивать ребенка с тяжелыми нарушениями,
считая, что тратить время и силы на развитие его слишком ограниченных
способностей бессмысленно. Подобные чувства после тяжелого дня нередко
обуревают родителей даже обычных детей!
Любой,
кто наблюдал за ребенком, который решительно и упорно пытается сделать что-то,
доступное другим, кто видел его восторг от победы, поймет: ребенок с
нарушениями не меньше любого другого испытывает потребность побеждать. Можно
возразить, что для ребенка с ограниченными возможностями крошечные шаги к
самостоятельности в одевании, еде и передвижении гораздо важнее, чем для
обычных детей. Цель родителей – поддерживать в ребенке стремление к
самообслуживанию и не давать неудачам погасить его стремление к обучению,
внушая, что ему подвластно практически все. Учить ребенка новому – значит
не делать за него то, с чем он может справиться сам, но и не ставить перед ним
невыполнимых задач. Это важная тонкость.
Самые
эффективные способы поддерживать в ребенке интерес к обучению таковы:
¨ Интересное задание.
Некоторые маленькие дети с тяжелыми нарушениями не проявляют особого
любопытства и стремления к обучению. Их интерес нужно стимулировать. Для этого
подходят крупные яркие игрушки и картинки. Давайте ребенку что-нибудь новое или
то, что он уже успел забыть, и вы будете постоянно поддерживать в нем
любопытство и интерес.
¨ Короткие
занятия. Каждый день проводите по два коротких, но довольно интенсивных
занятия, скажем по 10–15 минут. Достаточно короткие «уроки», чередующиеся с
отдыхом, принесут лучший результат, чем четыре часа непрерывных занятий. Так
ребенок может лучше сконцентрироваться и достичь большего.
¨ Конкретная
цель. И родителям, и ребенку полезно настроиться на конкретную цель – так
успехи будут заметнее, а полная или почти полная победа принесет вам
удовлетворение. Задачи могут быть и простыми, и сложными: построить башню из
кубиков, сложить предметы в коробку или достать их, найти предмет заданной
формы или карточку определенного цвета, вставить предметы в отверстия, подобрав
их по форме, и т. д.
¨ Маленькие
шаги. Возьмите простое задание и разбейте его на маленькие «шаги».
Например, игра «Лото с картинками» (ребенок должен выбрать такую же картинку,
как на карточке). Сначала нужную картинку надо класть рядом с совершенно на нее
не похожими, затем добавлять те, которые отличить сложнее. Тренируйтесь при
каждом удобном случае.
¨ Поощрение. Максимально
поощряйте любое достижение ребенка, будь то лишь слабая попытка к действию или
полная победа. Старайтесь, насколько это возможно, не замечать неудачи ребенка,
не показывайте своего удивления и не раздражайтесь.
Помните
эти принципы, и вы поможете ребенку овладеть простейшими навыками, а он получит
большое удовольствие. Обучение может быть приятным!